Первое. Оно же главное.
Главное состоит в том что нашей республике нужно последовать примеру Германии (крупнейшая экономика ЕС), Китая (крупнейшая экономика мира) и многих других стран, в которых законодательно установлено, что государственные учреждения должны использовать свободное программное обеспечение (СПО). Кроме того, министерство обороны США («Пентагон») отказалось от Windows, – а ведь это продукт одной из крупнейших в мире высокотехнологичных американских компаний, – в пользу СПО. Не устраивают американских военных ни надёжность, ни безопасность продуктов «родной» Microsoft Corp.
Когда говорят о СПО, то в первую очередь подразумевается операционная система ОС Линукс (Linux), хотя существуют и другие свободные ОС. На основе ОС Линукс в России и Китае создаются национальные программные платформы (НПП) и ОС для использования в госучреждениях, которые будут свободно доступны всем желающим. В России ОС Линукс уже давно и довольно широко используется а школах, причем создан целый ряд дистрибутивов (установочных комплектов), и для старых компьютеров, и для высокопроизводительных новых, и серверы, в том числе терминальные, и тонкие клиенты, и поддержка сетей Microsoft Windows.
Первое (первейшее!) возражение против СПО в школах основано на заблуждении, состоящем в том, что наши учителя будто бы овладели (чуть ли не в совершенстве) премудростями работы в Windows. Было бы любопытно узнать, какой процент моих коллег понимает, зачем нужны «администраторы», «опытные пользователи» и «обычные пользователи», зачем нужно разграничение их прав, может настроить разрешения для пользователей на объекты файловой системы, может настроить сеть, хотя бы без домена? Я таких не знаю (члены жюри областных олимпиад – не в счёт!). Да, СПО (т. е. Линукс) нужно ещё изучить, но не более чем Windows. А уж приёмы работы с клавиатурой и мышкой, набор элементов управления на экране («десктопе») ничем не отличаются.
Второе возражение состоит в том, что «стоимость владения» несмотря на дешевизну СПО всё-таки у проприетарного ПО ниже. Такое встречается в некоторых исследованиях, которые при ближайшем рассмотрении оказываются заказными. Оно и понятно, «кто дэвушку угощает, тот её и танцует».
Иногда встречается утверждение, что в Линуксе нет ПО для поддержки курса информатики. Это странное недоразумение. Нет разве что удобной замены для ABCPascal, но ABCPascal прекрасно работает в среде Wine (среда для запуска Windows-программ в ОС Линукс).
Теперь о достоинствах СПО.
Во-первых, как и общенаучные знания, в отличии от «тайных знаний», – проприетарного ПО – СПО, как правило, «принадлежит всем сразу и никому в отдельности». Каждый может их (знания и СПО) взять за символическую цену (стоимость учебника или диска) и учиться или пользоваться. А если не можешь учиться сам, иди к репетитору, не хочешь сам возиться с ПО, заплати «гуру».
Второе. В Линуксе практически стопроцентно отсутствуют вирусы. Линукс, более технически совершенная система, заставляет пользователя следовать основным правилам безопасности, как наши родители когда-то заставляли нас выполнять правила гигиены. В этом смысле Windows напоминает человека, который не имеет понятия и том, когда и зачем нужно мыть руки, но обязательно носит в кармане кучу таблеток от кишечных расстройств (DrWeb, NOD32, KAV, etc :))). Компьютер с Линукс трудно превратить в питомник для вирусов, ботов, рассылателей спама, коими являются миллионы компьютеров под Windows.
То, что в Линуксе нет столь популярных под Windows, особенно на домашних компьютерах, современных модных «стрелялок», «убивалок», «бродилок» и прочих «интеллектуальных тренажёров» быстрого нажатия клавиши «пробел», в условиях школы – несомненный плюс. Хотя уже прозвучали слова о том, что Windows8 не устраивает производитнлнй игр и следующие свои творения они выпустят под Линукс. Впрочем, в нем имеется масса своих игр.
Большое количество свободных программ существует и для ОС Windows. Это и офисные пакеты, и графика и учебные программы, и многое другое, не говоря о программах для Интерента, что может заметно упростить переход на СПО. Существует ненулевая вероятность (кризис, однако), что со временем доля проприетарного ПО в мире в целом, и наших широтах в частности, будет падать, а СПО расти. Не задержаться бы с переходом до момента, когда этот переход придется делать в авральном порядке.
В конце первой части хочется выразить уверенность, что забота и прибылях зарубежных производителей проприетарного ПО за счет нашего госбюджета не является одной из задач нашего государства, и что эти деньги с большей пользой можно потратить на собственных программистов, благо их у нас есть!
На одном из форумов некий несознательный гражданин оставил запись, что если бы нашёлся кто-нибудь, кто проплатил бы «откаты», то Линукс и прочее СПО стали бы лучшим другом нашего образования, но эти инсинуации мы отметаем с негодованием.
Второе. Информатика – это что и (или) зачем? И как?
Если «что», то это – «труды». Только инструмент несколько сложнее, чем молоток и зубило или иголка с ниткой. Правда, в процессе обучения еще пытаемся научиться или хотябы познакомиться с тем, как эти инструменты изготавливают (с среднем 10 часов в год пытаемся).
Вопрос «зачем» несколько более сложен. Итак, о содержании. Спору нет, что нужны и текстовый процессор, и электронные таблицы и базы данных и презентации (как же без презентаций, этого почти идеального средства ИКД!). Нужна и графика, растровая и векторная, и проч. и проч.. Вот только где это всё это взять? На рынке в Ждановичах? На интернетовских «файлопомойках» с вирусами «в нагрузку»? Конечно, современная концепция «copyright» («право копирования») это бред, а вовсе не защита «авторских прав», но мы же всё-таки законопослушные граждане! Corel Draw на средний сельский район по текущим ценам – примерно миллиард рублей! Это на 10 часов за все 6 лет! Правда его-то можно найти попроще и подешевле, а вот MSOffice учебно-домашний (Word+Excel) уже не пойдёт. Если наша цель не «нажми на кнопку – получишь результат», если на вопрос «зачем» не должен следовать ответ: «Чтобы работать в Word'е, Excel'е и далее по списку», то самое время начать переход к СПО, которого и для Windows существует достаточно, чтобы закрыть все темы курса.
С момента появления информатики в школе прошло более четверти века, за это время многое менялось и не раз. Настало время очередной коррекции.
В первую очередь необходимо расширить тему безопасности. О безопасности при работе в Интернете, необходимо говорить уже в шестом классе. Некоторые подвижки в этом направлении происходят. В прошлом году среди педагогов Дзержинского района проводились тренинги с целью выработки политики безопасного пользования Интернетом в рамках пилотного проекта «Безопасный Интернет в школы». Некоторые результаты здесь: http://wiki.schoolnet.by/PolitBezopasn . После тренингов педагоги проводили беседы с учениками в своих школах. Сообщение о том, что любая информация, размещённая в сети Интернет, никоим образом не может быть удалена и остаётся там навсегда, производит на подрастающее поколение весьма сильное впечатление.
Следует расширить блок, посвящённую работе в ОС. Что такое «пользователь», «группа», права (разрешения) на объекты ОС – это необходимо знать. Существующие темы о защите информации – это всего лишь чуть больше, чем ничего. Тут опять возникает ассоциация с человеком не имеющем понятия о правилах гигиены, но видевшем рекламу таблеток от диареи.
Любимая тема – алгоритмизация и основы программирования. По моему не вполне скромному мнению, способности в этом направлении «прорезаются», как правило, лет в 17-18. Раньше – очень редко. Думаю, что каждый учитель информатики наблюдал, как лучшие из лучших, отличники из отличников сталкиваясь с «if» или «while» обнаруживали полнейшее непонимание. И любые объяснения – как горохом об стенку. Собственно, эксперименты по «внедрению» разных кунстштюк, до понимания которых ещё не дошло психическое развитие детей в их возрасте, имеет давнюю традицию, чего стоит «колмогоровизация» математики, а уж о "фонетическом букваре" и говорить неприлично. Не мы первые...
Однако, у нас еще имеются и олимпиады. Какова же дальнейшая судьба олимпиадников? Ни один из моих учеников, ставших призерами областных и участниками республиканских олимпиад не стал программистом. Это отмечали и все коллеги, которым был задан такой вопрос. Напротив, программистами стали те, кого это в школе вовсе не интересовало. Потому-то и считаю что этот блок скорее вреден, чем полезен. Но, с другой стороны, есть олимпиады и нужно в них участвовать! Обязательно! Тогда почему же темы факультативов – «Мультимедиа...», «Образовательные ресурсы ...» и т. п.! Или же составители программ не знают, что над учителем стоит директор, которому очень нужны (!!) места-дипломы, а над директором стоит начальник РОО, которому очень-очень нужны (!!!) места-дипломы?! Учитель же должен учить программировать в свободное от работы время или одно пишем у журнал, другое говорим и делаем?
Вот, пожалуй, и всё... Пардон за несколько сумбурное изложение, не писатель, однако, да и время позднее.
Писано 25 апреля 2013 года. г.Дзержинск.
Linux. OpenOffice 3.2. Copyleft
Куликовский Анатолий Эдмундович, учитель гимназии №1 г.Дзержинска,