Инновационный проект | Календарный план 2016/2017 | Календарный план 2017/2018 | Календарный план 2018/2019 | Календарный план 2019/2020 | Новости | На сайте АПО
Инновационный проект
Название проекта: «Внедрение методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на I ступени общего среднего образования)»
Цель инновационного проекта: повышение качества обучения математике посредством внедрения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на I ступени общего среднего образования).
Задачи инновационного проекта:
1. Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.
2. Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого-педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение на всех этапах реализации инновационного проекта.
3. Повысить мотивацию и предметные, межпредметные компетенции обучающихся к изучению предмета «Математика».
4. Внедрить в рамках действующей учебной программы по математике для I – IV классов календарно-тематическое планирование учебного материала на основе положений внедряемой методики обучения.
5. Реализовать дополнительные компоненты к учебно-методическим комплексам по математике (рабочие тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ и другие дидактические материалы для учащихся), в которых в полной мере учитываются основные положения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики.
6. Обеспечить обучающимся посредством организации образовательного процесса с использованием дополнительных компонентов учебно-методического комплекса:
индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от уровня их предшествующей подготовки и способностей;
успешность образовательного процесса вне зависимости от их группы (сильные, средние, слабые);
возможность приобретать знания в процессе активной учебной деятельности, в том числе, самостоятельного обучения, обучения с помощью сверстников или взрослых;
переход от конкретно-образного мышления к символическому (понятийному) мышлению.
7. Разработать систему мониторинга и оценки учебных достижений обучающихся с разными уровнями математической подготовки.
8. Повысить профессиональную компетентность и методическую подготовку учителя при обучении школьников с разными уровнями математической подготовки.
9. Изучить и обобщить результаты внедрения инновационного проекта, подготовить методические рекомендации для учителей.
Сроки реализации инновационного проекта: 2016 – 2020 годы
Научные консультанты инновационного проекта:
Лобанов Александр Павлович, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. М.Танка, доктор психологических наук, доцент
Рабочий телефон: ВЕЛКОМ +375291547697;
Е-mail: 7707601@mail.ru
Костюкович Наталья Владимировна, зав. лабораторией математического и естественнонаучного образования ГУО «Национальный институт образования», кандидат педагогических наук, доцент
Рабочий телефон: ВЕЛКОМ +375293439805;
Е -mail: kostukovih30@gmail.com
Консультант проекта:
Герасимов Валерий Дмитриевич, учитель математики квалификационной категории учитель-методист государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Орши»
Рабочий телефон: Велком +375296724930, МТС +375298924846;
Е-mail: gerasimov.matem@yandex.ru
Разработчики проекта
Герасимов Валерий Дмитриевич, учитель математики квалификационной категории «учитель-методист» государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Орши»
Руководитель инновационного проекта
Евтухович Наталия Ивановна, заместитель директора государственного учреждения образования «Гимназия №1 г. Дзержинска», высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 35 лет
Участники инновационного проекта в 2019/2020 учебном году
1. IV «А» класс (28 учащихся) - Копылова Светлана Ивановна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 29 лет
2. IV «Б» класс (29 учащихся) - Гурина Елена Владимировна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 30 лет.
3. IV «Д» класс (29 учащихся) - Боровая Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 27 лет.
4. IV «В» класс (29 учащихся) - Воробей Ирина Казимировна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, педагогический стаж – 30 лет.
5. Курицкая Алла Леонидовна, педагог - психолог, высшая квалификационная категория, педагогический стаж - 26 лет;
База инновационной деятельности: IV классы гимназии – 115 учащихся
Учебно-методическое обеспечение:
1.Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. IV класс. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
пособия для учащихся:
– Моя математика. IV класс: учебник В.Д. Герасимов, Т.А. Лютикова. – Минск: Аверсэв, 2018. – 192 с.
– Моя математика. IVкласс: рабочая тетрадь в 2 двух частях: В.Д. Герасимов, Т.А. Лютикова. Г.В. Герасимова. – Минск: Аверсэв, 2018. ч.1 – 96 с., ч.2 – 96с.
2. Программа факультативных занятий по математике «Решение текстовых задач» для I –IV классов;
– Математика: учебное пособие для 4 класса: в 2 ч. / В. Д. Герасимов. — Минск: Аверсэв, 2011. — 256 с.
3. Методические пособия для учителей по факультативным занятиям по математике:
– Герасимов В.Д. Факультативные занятия. Математика. IV класс. «Решение текстовых задач»: пособие для учителей. / В.Д. Герасимов. – Минск: Аверсэв, 2016. – 256 с.
Сущность инновационного проекта :
1. В рамках действующей программы по учебному предмету «Математика» для I – IV классов в соответствии с теоретико-методологическими положениями проекта содержание основных содержательных линий группируется в логически завершенные содержательные комплексы, состоящие из взаимосвязанных понятий, действий, преобразований, задач.
Данный подход позволяет интегрировать достижения ассоциативного и когнитивно-конструктивистского подходов к организации, структурированию и адаптации математического материала (F.C. Staub, E. Stern).
2. При моделировании текстов и заданий основных средств обучения учитывается необходимость одновременного усвоения информации на трёх уровнях: уровне конкретных действий, образном и символическом. Реализуется механизм формирования понятий и процедур (задач) от среднего уровня обобщённости.
3. Линия текстовых задач выступает системообразующим стержнем начального курса школьной математики, вокруг которого интегрируется учебный материал других содержательных линий.
Значительное повышение роли текстовых задач при построении содержания обучения математике на I ступени общего среднего образования отвечает компетентностному подходу, рассматривается как один из вариантов реализации информационно-коммуникационных технологий.
4. В основу систематизации текстовых задач положен вид отношений (связей) между значениями величины (величин).
Разработанная методика решения текстовых задач направлена на формирование общего подхода к решению любых задач, включая следующие компетенции:
структурировать данные (ситуацию);
вычленять математические отношения;
создавать математическую модель ситуации;
анализировать и преобразовывать математическую модель;
интерпретировать полученные результаты.
Для решения задач, поставленных на отчетный период, было сделано следующее:
- организован образовательный процесс во III классах в соответствии с календарно-тематическим планированием учебного материала, составленным с учетом особенностей внедряемой модели обучения в рамках образовательных стандартов;
- разработаны контрольно-измерительные дидактические материалы для текущего и рубежного контроля знаний и умений учащихся III классов (5 проверочных работ);
- организована работа по оперативному выявлению затруднений учащихся в усвоении содержания учебного материала, учёту и своевременной коррекции их знаний и умений в системе учебные занятия – поддерживающие занятия с учетом особенностей работы в рамках инновационного проекта;
- проведён мониторинг учебных достижений учащихся в классах, участвующих в инновационном проекте;
- организована работа факультативных занятий «Решение текстовых задач» во III классах.
Научно-методическое обеспечение инновационного проекта осуществлялось на основе сотрудничества с автором проекта В.Д.Герасимовым, а так же научными консультантами: А.П. Лобановым, Н.В. Костюкович.
Ожидаемые результаты
При реализации инновационного проекта предполагается получить следующие результаты:
1. Достаточно высокий уровень формирования предметных и учебно-познавательных компетенций по учебному предмету « Математика»;
2. Высокий уровень усвоения теоретических знаний:
усвоение математических понятий, законов, правил выполнения математических действий и преобразований;
осознанное применение математической терминологии в речи учащихся.
3. Календарно-тематическое планирование учебного материала и дополнительные компоненты к учебно-методическим комплексам по математике, которые в полной мере учитывают основные положения методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики, обеспечивают:
а) достижение оптимального соответствия объёма учебного материала и учебного времени, необходимого для восприятия, понимания и усвоения базовых математических структур учащимися с разными уровнями математической подготовки;
б) эффективную реализацию дифференцированного подхода через:
совершенствование системы работы по оперативному выявлению затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета «Математика», учёт и своевременную коррекцию их знаний и умений;
активизацию работы на уроке с учащимися, проявляющими интерес к учебному предмету «Математика».
оптимизацию учебной нагрузки обучающихся и минимизацию обязательных домашних заданий;
5. Сформированность умения самостоятельно учиться, контролировать результаты учебной деятельности;
Учреждения образования Республики Беларусь, на базе которых осуществляется инновационная деятельность по проекту «Внедрение методики решения текстовых задач как средства систематизации содержания математического образования в контексте реальной математики (на I ступени общего среднего образования)».
Витебская область:
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 г. Витебска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 23 г. Витебска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 35 г. Витебска»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 40 г. Витебска»
Государственное учреждение образования «Базовая школа № 10 г. Новополоцка»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Новополоцка»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 им. Ефросинии Полоцкой г. Полоцка»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 11 г. Орши»
Гомельская область:
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 33 г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 61 г. Гомеля»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6 г. Рогачева»
Государственное учреждение образования «Лоевская районная гимназия»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 9 г. Мозыря»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 12 г. Мозыря»
Государственное учреждение образования «Гимназия г. Лоева»
Могилевская область:
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 4 г. Могилева»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 32 г. Могилева»
Минская область:
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 16 г. Борисова»
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Марьина Горка»