Профессиональное развитие – важнейшее направление работы гимназии
Декабрь 2016 года выдался для нашей гимназии богатым на разнообразные мероприятия, направленные на реализацию основной стратегической задачи гимназии - создание условий для повышения личностно-профессиональных компетенций педагогических кадров. Руководство гимназии, понимая необходимость профессионального решения этого вопроса, приняло решение обратиться за помощью к специалистам самого высокого уровня — методистам Национального института образования. Следует отметить, что руководители института не остались безучастны просьбе, и 12 декабря 32 педагога гимназии приняли участие в семинаре-практикуме «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам общего среднего образования в контексте компетентностного подхода» на базе Национального института образования. Данную поездку полностью профинансировало учреждение образования.
В ходе семинара педагоги познакомились с методикой «перевернутого урока» в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, использовании новейших интерактивных технологий в обучении химии и математики. Также специалисты института ответили на многочисленные вопросы педагогов. Данная встреча стала отправной точкой сотрудничества нашей гимназии и специалистов Национального института образования.
Учимся «дома»
Важнейшим ресурсом повышения профессиональных компетенций педагогов является так называется внутренний ресурс — повышение квалификации в рамках учреждения путем взаимообучения педагогов.
Поскольку основной единицей образовательного процесса является урок, поэтому перед методической службой гимназии был поставлен самый актуальный вопрос: как превратить традиционную форму методической работы в увлекательную совместную образовательную деятельность, а урок – в мероприятие, от которого все его участники испытывают интеллектуальное удовлетворение? Как организовать образовательный процесс, чтобы учесть различные уровни развития и подготовленности учащихся и подготовить его к реальной успешной жизни?
Для реализации задуманного была предложена новая для педагогического коллектива форма сотрудничества – методический марафон. Методический марафон открытых учебных занятий – эффективная форма повышения квалификации, профессионального сотрудничества и обмена педагогическим опытом.
В этом учебном году решено проводить его по теме «Эффективные приемы профильной и предпрофильной подготовки». Марафон проводится в два этапа – первый в первом полугодии и второй в конце учебного года.
Первый этап марафона прошел в ноябре-декабре 2016 года.
Методической службой был составлен график открытых учебных занятий в рамках расписания на основании выбора учителей. В течение всего марафона проводилась необходимая корректировка в графике и выборе занятий для посещения.
Таким образом, новая форма способствовала развитию навыков педагогической экспертизы и оценки занятия с позиции деятельностного подхода.
В ходе 1 этапа Методического марафона было проведено 22 фрагмента учебных занятий, состоялось 46 посещений (другими словами, прошло 46 методических учеб). На этапе актуализации знаний педагоги применяли блиц-опрос, интеллектуальную разминку, приемы проблемного обучения, «отсроченную отгадку», «лови ошибку», «третий лишний», нестандартно реализовали педагогические замыслы в умелом проведении урока-проекта: от урока-выдвижения гипотезы до урока-исследования. На этапе изучения нового материала присутствующие педагоги отмечали использование стратегии технологии развития критического мышления, смыслового чтения и работы с текстом, приемы составления синквейна, приемы моделирования орфографического навыка (назіранне за моўнайз’явай, моўнаесіта). Высокий уровень владения ресурсами современного лингафонного кабинета и интерактивной доски и умелым их использованием в практике продемонстрировали молодые учителя английского языка, проводившие уроки в условиях, Интернет-ресурсов. Эти приемы выделили педагоги, как образцы, которые хотели бы использовать в своей работе.
Практически на всех фрагментах прослеживалась управленческая компетенция учителей в тайм-менеджменте. Организация этапа дифференцированного домашнего задания и приемов рефлексии занятия проявилась на достаточно высоком уровне.
Для организации обратной связи с участниками марафона, методическая служба предложила педагогам заполнить карту посещения. Следует отметить, что практически во всех картах отмечалось, что каждый присутствующий смог научиться чему-то новому, интересному. Многое из приемов и методов коллег взяли в свою методическую копилку
При ответе на вопросы анкеты учителя отмечали, что методический марафон - это «возможность развиваться профессионально, заимствовать приемы, методы, искать новые пути, способы представления материала»; «возможность поделиться опытом своей работы; показать работу учащихся (их потенциал); порадоваться успехам коллег, оценить их высокий уровень педагогического мастерства»; обогащает меня как личность, как учителя, дает импульс к творчеству, заставляет оценить себя со стороны» «возможность увидеть своих учеников с неожиданной стороны, заметить, как некоторые из них проявляются и раскрываются на других уроках, чтобы раскрыть их и на своих». «Методический марафон "заставляет" проанализировать и глубже понять свою собственную работу, приемы и методы, которые ты используешь. А также при посещении уроков коллег видишь новое для себя или освежаешь (или воспринимаешь по-новому) хорошо "забытый" прием».
Следует отметить, что практически каждый фрагмент коллеги рекомендовали для посещения другим членам коллектива, особенно много было рекомендаций молодым специалистам. Примечательно, что в данном списке есть уроки опытных и начинающих учителей, охвачены различные образовательные области, широкий спектр новых форм организации взаимодействия преподавателей и учеников в ходе открытых уроков. Следующий этап марафона пройдет в апреле. Основной акцент будет сделан на демонстрации эффективных методик, заимствованных друг у друга при посещении уроков 1 этапа марафона.
В новый год — с новыми знаниями!
В рамках единой методической темы гимназии с целью повышения профессионального уровня педагогов 5 января 2017 года заместителем директора института повышения квалификации и переподготовки кадров при БГПУ Вероникой Валерьевной Радыгиной (кстати, выпускницей гимназии) был проведен семинар для 30 педагогов гимназии по теме «Обобщение опыта в рамках повышения (подтверждения) квалификационной категории». В ходе мероприятия были рассмотрены различные аспекты подготовки материалов по обобщению опыта педагогической деятельности. Педагоги получили реальные рекомендации по столь актуальной проблеме в рамках процедуры повышения или подтверждения квалификационной категории, получили ответы на ряд организационных вопросов.