Без определенного уровня развития речи обучение будет не просто затруднено, а практически невозможно. Однако несформированность речи встречается часто, почто у 60-ти процентов первоклассников.
Несформированность речи выражается в:
- нарушении звукопроизношения;
- в трудностях звуко-буквенного анализа;
- бедном словарном запасе;
- неумении объяснить значение слова;
- неумении вести диалог;
- грамматически неправильном выстраивании предложений;
- неумении составить связного рассказа по картинке.
Представьте себе, что ребенок не различает звуки «С – Ш», «З – С». Догадываетесь, чем обернется для него письмо… Это будут постоянные ошибки. Обычно родители говорят, что у ребенка не идет грамотное письмо, потому что он невнимательный. Возможно, что отчасти это правда. Но если ребенок постоянно путает звуки и не умеет их различать, то дело, конечно же, вовсе не в его невнимательности. Нужно направить усилия на постоянные занятия по формированию умения слышать звуки, различать их.
Другой аспект этой же проблемы - путаницы звуков. У ребенка может быть не развит тонкий артикуляционный аппарат, он практически одинаково произносит звуки С – Ш, З – С. Р – Л. Это то, что в просторечии называется «шепелявит», «картавит», «сюсюкает» и т.д. В этом случае он, конечно, всегда в ситуации «риска». Неправильное произношение звуков «сбивает» его на то, что он сам себе мысленно диктует. При диктовке он произносит собственные звуки - искаженные, деформированные.
Уважаемые родители! Если Ваш ребенок в устной речи искажает звуки, не выговаривает их, не различает в процессе упражнений - в дошкольный период, ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к педагогу – логопеду.