ПРАВИЛА УМСТВЕННОГО ТРУДА
-
Периоды занятий чередуйте с периодами отдыха.
-
Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд.
-
Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.
-
Правильно оборудуйте свое рабочее место, книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям – всему должно быть свое место.
-
Помните! Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение – залог хорошей работоспособности.
Как слушать учителя на уроке?
-
Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются.
-
Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель.
-
Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю.
-
Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит, и лучше помнит.
-
Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.
Работа с книгой
-
Ознакомьтесь с содержанием.
-
Уясните о чем или о ком идет речь.
-
Продумайте прочитанное, т.е. разделите учебный материал на смысловые части, найдите внутри каждой такой части основную мысль.
-
Сделайте из текста необходимые выписки для памяти: выясните значение трудных слов и выражений. Составьте план, тезисы, конспект.
-
Дайте себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Вызвала ли новые мысли, настроения?
Подготовка домашнего задания
-
Ежедневно записывайте в дневник все домашние задания.
-
Приучайте себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время.
-
Готовьте уроки всегда в одном и том же месте.
-
Правильно организуйте свое рабочее место, уберите все лишнее со стола, выключите радио и телевизор.
-
Начинайте подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходите к более трудным для вас и под конец выполняйте легкие предметы.
-
Через 30-40 минут занятий делайте перерыв для отдыха на 10 минут.
-
Во время подготовки уроков не отвлекайтесь, к разговорам не прислушивайтесь.
-
Пользуйтесь словарями и справочниками.
-
После выполнения письменной работы тщательно проверьте ее.
-
Если встретили непонятное слово, не поняли задачу, спросите об этом родителей, товарищей, учителя.
-
Ежедневно повторяйте материал прошлых уроков, особенно – правила, формулы, законы.
-
После приготовления уроков отдохните, погуляйте на воздухе, помогите в домашнем труде.
Правила сохранения знаний
-
Выделите то, что нужно запомнить.
-
Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.
-
Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом.
-
В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
-
Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.
-
Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
-
Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
-
В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.
Как воспитывать волю?
-
Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
-
"Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть", - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
-
Борись с недостатками путем их замены достоинствами, готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
-
Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
-
Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
-
Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.